В последнее время мне стали всё чаще поступать вопросы о подростках. Видимо, дело близится к концу учебного года, и все эти разговоры про «он не готовится» или «а ему вообще ничего не хочется» значительно участились. Давайте разбираться.
Представьте, что вам надо было подготовить очень сложный отчёт по работе. Вы старались, писали его, не спали ночами, но начальник вас отругал. Вы приходите домой и рассказываете о ситуации своим близким. А близкие вам на это отвечают: «Да потому что головой надо было думать!». Или: «Да видел(а) я, как ты готовился/лась!». «Из тебя вообще никогда ничего не выйдет…» – и дальше по списку.
Или так. Вам надо подготовить большой отчёт, а муж постоянно заходит в комнату с вопросами: «Ну что, готовишь?», «Как там твой отчёт?», «Ты почему в окно смотришь, а отчёт не делаешь?», «Посмотри на себя, тебя же уволят!».
Представили? Согласитесь, настоящий ад. Мало того, что надо отчитаться перед боссом, так ещё и дома у вас нет никакой поддержки. Вы окружены контролем и критикой, а если пытаетесь отвлечься и получить поддержку у друзей, то слышите, что вас «одни тусовки интересуют» – и дальше по списку.
Дорогие друзья, карантин – карантином, но не надо превращать жизнь своих детей в кошмар, из которого невозможно проснуться. Не надо лезть во все их учебные дела, стоять над ними как полицейские, проверять уроки и орать. Это ужасно. Вы сами такого не выдержали бы.
Тут обычно родители возражают: «Но, если отпустить контроль, он вообще ничего делать не будет!»
Рассказываю, как прекратить превращать ваши отношения со школьниками в конфликт, а их жизнь – в ужас.
Первое. Признайте наличие проблемы. То, что вы бегаете проверять уроки, не даёте своему ребёнку расслабиться и просто не доверяете ему, – признак того, что в ваших отношениях уже всё «не слава богу». Если ребёнок постоянно вам врёт, это значит, что он боится говорить правду. Если вы чувствуете, что без вашего контроля он ничего не сделает – это означает, что вы уже успели погасить в нём стремление к самостоятельности и независимости. И это не значит, что вам достался такой «ленивый» или «лживый» ребёнок. Это значит, что в отношениях с вами ему ничего не остаётся, чем вести себя именно так.
Второе. Скорее всего, вы не виноваты, что выстроили такую модель поведения с ребёнком. Полагаю, именно так вас воспитывали ваши родители – через тревожность, контроль и так далее. Не надо себя за это корить. Вы сами дёргаетесь и поэтому дёргаете ребёнка. Вспомните про «кислородную маску»: сначала её надо надеть на себя. Заживите своей жизнью. Сделайте её, насколько это возможно сейчас, на карантине, интересной и насыщенной. Смотрите фильмы, читайте книги, общайтесь с друзьями по телефону или в мессенджерах.
Третье. Есть одно простое условие, чтобы поводов подёргать школьника вообще не было. Скажите так: «Сынок (дочка), ты живи, как хочешь, делай уроки, когда сам(а) считаешь нужным. Пока школа не беспокоит меня – я не трогаю тебя. Но если мне будет звонить учительница/директор, будут санкции». Научите ребёнка самостоятельно решать свои проблемы с успеваемостью. Самому договариваться о пересдачах, если он провалил тестирование. Самому исправлять двойки, без вашей «помощи». Ведь, когда он станет взрослым и пойдёт на работу, вы на соседнем стуле на собеседовании сидеть точно не будете.
Ну и последнее: как я уже говорил, школа однажды кончится, а ваши отношения с ребёнком – нет. Подумайте об этом.