Сегодня, 5 июня, выходит 1 серия долгожданного 3 сезона суперхита стримингового сервиса Hulu «Рассказ служанки» (честно говоря, не знаю больше ничего успешного у этого сервиса). Для тех, кто всё пропустил (не читал книги, не смотрел фильма, не смотрел ни одной серии сериала, но при этом не боится спойлеров) есть краткое содержание на Сплетнике, который уже умудрился посмотреть первые три эпизода 3-го сезона! Для всех же остальных — всё, что ниже.
Символично, что роман Этвуд вышел в 1985, через год после событий, описываемых в год одноимённой оурэлловской антиутопии — «1984», где речь так же идёт о закрытом тоталитарном государстве, основанном на полном пренебрежении к гуманизму, правам человека, свободе информации, а также на пропаганде и лжи. При этом Этвуд явно писала под впечатлением от Исламской революции в Иране: война, захват заложников. Но, по иронии судьбы, особую пугающую актуальность роман приобрёл в наши дни.
Здесь и далее кадры из сериала «Рассказ служанки»/Handmaid’s tale
Журналистка Залина Маршенкулова пишет: «Сериал реалистичен тем, например, что вот сейчас в Алабаме запретили аборты. Это происходит сейчас. Женщины востока все ещё живут в статусе «не человек». Многие страны с, казалось бы, победившим феминизмом — типа России — тоже имеют сильную пропаганду репродуктивного насилия».
Этвуд, по её словам, задумывала свой роман в жанре «спекулятивной фантастики» — то есть она описывает реальность, которая вполне себе может наступить без особого технического прогресса, как в технической фантастике. Это нечто, гораздо более близкое к коже читателя, чем ему хотелось бы.
Слишком свободолюбивые женщины склонны мало размножаться, поэтому их лишают доступа к работе, свободы распоряжаться собственными деньгами без разрешения мужа и даже свободы распоряжаться собственным телом. Звучит как антиутопия? Ну… как посмотреть.
Давайте вспомним мой же текст про «наказание за материнство», где я разложила по полочкам почему женщинам намного сложнее зарабатывать деньги, чем мужчинам. В смысле не хочешь деточек рожать? Часики у тебя не тикают, что ли? Природное предназначение в матке не пульсирует? А давайте тогда ограничим тебе доступ к абортам на случай, если твоя контрацепция не сработала (ни у одного вида предохранения, кроме воздержания, нет нулевого индекса Перля). Живёшь в бедном регионе и выбор достойно оплачиваемых профессий невелик? А давай ограничим тебе доступ к более чем 400 профессиям. К «услугам» так называемых «суррогатных матерей» (говоря другим языком, женщин, находящихся в настолько экономически сложной ситуации, что они готовы буквально продать своё тело на 9 месяцев — о том, что с этим не так, можно почитать, например, здесь). Звёзды, вышедшие из репродуктивного возраста или просто не желающие «портить фигуру» или «терпеть боль», открыто хвастаются тем, что их дети появились на свет при помощи безымянной «суррогатной матери» — женщины, чью репродуктивную функцию арендовали на время и забыли. Что уж говорить о незвёздах, рынок сурматеринства огромен.
Если говорить не только о России, то в основном сурмамы во всём мире — это женщины из самых бедных стран, рожающие одного ребёнка за другим, чтобы просто прокормить собственных детей, которые появились, потому что у них и их мужей не было денег на контрацептивы (или даже малейшего представления о них).
Белый боннет с широкими полями, напоминающими шоры, и кроваво-алое платье стали меметическим символом женского бесправия. Например, сейчас женщины, одетые так, выходят на акции протеста против полного запрета абортов в пяти штатах Америки (к ним вот-вот присоединится шестой).
Запрет абсолютен, он не исключает даже случаев изнасилований, инцестов, нежизнеспособности плода и опасности для жизни матери. Как в случае 11-летней девочки, забеременевшей в результате изнасилования и вынужденной выносить и родить. Страшно даже просто начать думать о последствиях такой катастрофы для изнасилованного ребёнка, впрочем как и для ребёнка, который родится в результате. Врачам, производящим прерывание беременности в этих штатах, грозит тюремное заключение сроком 99 лет. Уезжать делать аборты в другие штаты тоже запрещено и карается так же, как убийство, а случаи выкидышей будут расследоваться — не произошли ли они по вине женщины. Если она не докажет, что не хотела навредить ребёнку, может тоже сесть за убийство. Это ли не антиутопия?
Недавно в США женщине отказали в проведении аборта после постановки ее плоду диагноза анэнцефалия — ребенок должен был родиться без черепа и головного мозга. Согласно законам штата врачи не имели права прерывать беременность и вынуждены были отпустить беременную домой после обследования. После родов женщина получила тяжелейшую психологическую травму.
По всей Америке женщины выходят на протесты против принятия этих законов (пока ещё не вступивших в силу), многие из них одеты в костюмы «служанок» — красные плащи и белые головные уборы.
Модель и актриса Эмили Ратаковски опубликовала обращение в своем инстаграме: «На этой неделе 25 пожилых белых мужчин проголосовали за запрет абортов в Алабаме даже в случае инцеста или изнасилования. Эти мужчины, находящиеся у власти, навязывают свою волю женщинам, чтобы поддержать патриархат и увековечить индустриальный тюремный строй, не давая женщинам с ограниченными финансовыми возможностями права выбора — рожать или не рожать. Штаты, пытающиеся запретить аборт, — это штаты, в которых проживает наибольшее количество чернокожих женщин. Речь идет о классе и расе, и это прямое нарушение базовых прав женщин в США, которые заслуживают защиты. Наши тела, наш выбор».
Как охарактеризовало устрашающий характер произведения Маргарэт Этвуд издательство «Эксмо», «2017 год подарил нам довольно много действительно страшных сериалов и фильмов (одни экранизации произведений Стивена Кинга чего стоят). Но не пугает ни клоун Пеннивайз, ни мистер Мерседес, ни даже зловещий туман, пожирающий все вокруг. Пугает наше возможное и вполне себе реальное завтра, в котором монстрами могут стать наши же соседи по лестничной клетке, превращенные в тупую серую массу с вкраплением людей в красном, синем и черном. В Соединенных Штатах рождаемость упала до таких отметок, что к власти в результате военного мятежа пришли религиозные фундаменталисты, помешанные на «истинных» библейских ценностях. Страна переименована в Республику Гилеад, а общественный строй переделан так, что древние спартанцы нервно покуривают в сторонке… Произошел откат даже не в Средние века, а в оруэловско-замятинско-хакслиевское безумие».
Как пишет BBC, «После выхода «Рассказа служанки» в 1985 году на каждое свое интервью Этвуд приносила вырезки из газет в качестве живой иллюстрации правдивости описанных в романе событий.
В книге показаны консервативные изменения в американском обществе, после того как президентом США стал Рональд Рейган. Реальную власть в стране получили политическая фракция «Христианское право» и мощные лоббистские организации «Моральное большинство», «Сосредоточенность на семье» и «Христианская коалиция» Именно в это время начинается активное распространение религиозных идей через телевидение — телевангелизм.
Проповедовала христианство через телеэкран и одна из главных героинь романа, жена Командора Сирена Джой. Однако ее ярые религиозные взгляды приводят к тому, что ее роль теперь, как и всех других женщин в Гилеаде, ограничена домом».
Как отмечала сама писательница, в сюжете романа присутствует ссылка на политику повышения рождаемости в Румынии, которую проводил Чаушеску. Ее последствиями стали запрет абортов и планирование семьи, а также система мониторинга за беременными женщинами.
Это также напоминание о военно-полицейском режиме Фердинанда Маркоса на Филиппинах, при котором всех несогласных казнили.
Идея «отдавать» детей низших классов семьям элиты берет свое начало в Аргентине. С 1976 года, когда власть захватила военная хунта, в стране «пропало» около пяти сотен детей, которые впоследствии оказались в семьях избранных лидеров.
Но, безусловно, отправной точкой романа является пропаганда пуританства в американском обществе в 1980-е годы, которое Этвуд сравнивает с обществом первых поселенцев Новой Англии XVII века.
«Радикальные формы государственного правления никогда не возникают на пустом месте, — писала Этвуд в 2012 году в The Guardian. — Советское КГБ, к примеру, пришло на смену тайной царской полиции, и так далее… Глубинными основами американского общества, по моему мнению, были не достижения Просвещения с его рассуждениями о равенстве и отделении государства от церкви, а суровая теократия пуританской Новой Англии XVII века с предвзятым отношением к женщинам. Нужен был лишь период социальной нестабильности, чтобы идеи радикализма вернулись».
Однако острой актуальности истории придают не современные артефакты, а кардинальные изменения в политике США, которые начались сразу после избрания президентом Дональда Трампа. Его инаугурация прошла всего за три месяца до премьеры сериала».
Наблюдая за тем, как даже в, казалось бы, прогрессивных странах, более того — странах, посредством Голливуда диктующих всему остальному миру свою повестку, откат происходит едва ли не по щелчку пальцев, можно прийти в подлинный, животный, ужас, живя там, где прогресса во многих отношениях пока даже и не наступало. Патриарх Кирилл снова рассуждает о том, как было бы здорово увеличить количество населения России за счёт запрета абортов. И ведь дорассуждается однажды. Разверзнет Господь с нездешней силою. Ведь если им там, за бугром можно, нам-то почему нельзя баб к ногтю этсамое.
«Медуза» пишет: В Америке недалекого будущего рождаемость упала так низко, что к власти в результате военного переворота пришли религиозные фундаменталисты. Они переименовали страну в Республику Гилеад и начали действовать так, словно весь прошлый век очень внимательно читали антитоталитарные романы Хаксли и Оруэлла — или брошюру «Быть диктатором: Практическое руководство». Границы с Канадой перекрыты, против несогласных развязана настоящая война, а общественный строй реформирован в соответствии с Ветхим заветом.
А вот ещё из свеженького: мэр города в штате Алабама призвал убивать геев.
Так и вижу служанок, несущих продукты домой мимо повешенных за «гендерные преступления» и здоровающиеся друг с другом формулой «нам ниспослан прекрасный день».
Журналистка Voice of America и Инстаграм-блогер Ася Долина поделилась с нами своими впечатлениями от сериала: «Мне трудно осознавать, что роман «Рассказ служанки» был впервые опубликован аж в 85 году, через год после моего рождения, то есть его первая целевая аудитория — это поколение моей мамы. Спустя 35 лет я пытаюсь писать о правах женщин и всяческом «невидимом» насилии по отношению к ним в быту и отношениях.
Вероятно, восприятие феминизма в мире несколько изменилось с тех пор, но мне часто кажется, что я упираюсь ровно ту же стену социального неприятия и непонимания, которая заставила Этвуд придумать свой страшный, преувеличенный антиутопический мир, где в ярчайших красках обрисовано, что же действительно такое репродуктивное насилие и объективация женщины в семье и обществе. Я благодарна Этвуд не только за язык слова, но и за язык образов, именно он позволил кинематографистам создать не сериал, а само совершенство с точки зрения баланса между смыслами и картинкой.
Образ служанки, handmaid, в кроваво-красной робе в пол и белыми «крыльями», скрывающими ее лицо от посторонних взглядов, вышел далеко за пределы книги и сериала.
Сегодня он не знаком разве что человеку совсем далекому от телевидения и социальных медиа. Именно в этих узнаваемых костюмах женщины в Америке выходят на демонстрации против запрета абортов. Не будем забывать, что проблематика, обозначенная Этвуд, актуализировалась в США снова, ведь уже в пяти штатах ввели законы серьезно ограничивающие доступ (граничащие с запретом) к искусственному прерыванию беременности, и в дни, когда выходит 3 сезон сериала, всерьез стоит вопрос об отмене решения Верховного суда США от 1973 года, которое по сути узаконило аборты на федеральном уровне. Посыл женщины, надевающей костюм служанки, считывается безошибочно: «Человека нельзя воспринимать, как скот, который должен в определенный срок давать потомство».
Источник: www.goodhouse.ru