Что нужно понимать про детскую «истерику»:
- Это просто незрелость коры лобных долей мозга — человеческие детёныши рождаются незрелыми, и им требуется немало времени, чтобы овладеть всеми функциями тела и психики — в том числе способностью справляться с большим количеством поступающих извне сигналов и сложными эмоциями.
- «Истерика» — это устаревшее и стигматизирующее название, как бы делающее детей виноватыми в том, что им просто трудно. В этом нет никакой демонстративности, манипуляций или чего-либо другого, кроме неспособности по‑другому справиться с фрустрацией. Дети так сбрасывают накопившееся напряжение, которое, не будучи выраженным, может соматизироваться — уйти в тело и вернуться в виде «нервных» болезней, недержания, тиков и экзем, или же преобразоваться в агрессию — против родителей, кого-то более слабого вроде кошки, или же направиться против самого ребёнка — тогда он будет самоповреждаться. Ребёнок бурно выражается эмоции — и хорошо, значит он чувствует себя достаточно безопасно, чтобы сбросить стресс наиболее экологичным способом.
-
Чем «удобнее» ребёнок, тем, возможно, больше психологических проблем у него будет во взрослой жизни. Здесь нужно помнить про разницу в темпераментах — флегматичные дети спокойны большую часть времени, холерикам в этом плане приходится тяжелее всех остальных — их буквально раздирают противоречивые чувства и стремления. Но дети любых темпераментов нуждаются в доступе к свободе самовыражения (в том числе проявлении условно-негативного спектра эмоций), в уверенности отсутствия наказаний и лишения родительской любви за «плохие» чувства. Так называемые «подарочные» дети — без особенностей развития, нейротипичные, с нормальной чувствительностью (в отличие от «высокочувствительных» по Элейн Эрон), с покладистым характером и «самозанятостью» — способностью без дрессуры спать в своей кроватке и играть тихо с самими собой — это скорее исключение из правил, примерно такая же редкость, как выиграть в лотерею.
Гораздо вероятнее, что маленький ребёнок уродится существом требовательным и громким — и родителям придётся либо ломать его через колено, делая удобным, либо как-то приспосабливаться к появлению такого вот повелителя стихий в доме.
Дети, ломаемые через колено, вырастают травмированными, и это может проявляться очень по‑разному. Может вылиться либо в бунт, либо в безынициативность — выученную беспомощность. Первое чревато деструктивным поведением, а второе — жизнью у мамки под юбкой до 40 лет (и после).
- Трава зелёная, небо синее, дети плачут и кричат, когда им что-то не нравится. Бурное проявление чувств по любому поводу в младшем возрасте — абсолютная норма. Да-да, и мальчики тоже — плачут.
- Родитель (чаще всего это мама) в ситуации, когда его ребёнок впал в неконтролируемое состояние, скорее всего, чувствует себя беспомощным и растерянным, советы его только раздражают, он бы предпочёл, чтобы всё это происходило без участия посторонних людей.
Если вы всё же что-то хотите сказать, то скажите хотя бы что-то из следующих вариантов — они не подливают масла в огонь, а могут его притушить. Все они должны быть короткими — ведь у вас хватит времени что-то сказать, лишь когда ребёнок набирает воздух в лёгкие, чтобы продолжить орать. Все они должны выражать понимание и стремление разделить с этой мамой её груз.
Скорее всего, мама будет озираться в поиске осуждающих взглядов — тогда можно поймать её взгляд и успеть выразить поддержку.
— Маленький…
Если вы сочувственно скажете это слово, вы дадите матери понять, что видите, как ей сложно — маленькие дети часто ведут себя так. Это неотъемлемое свойство маленьких детей, а не что-то из ряда вон выходящее. И вы напомните ей в этот момент, что перед ней не дементор, пытающийся пожрать её душу, а всего лишь мини-человек с незрелым мозгом, который не справляется с количеством поступающих в него сигналов.
У уставших людей (а родители маленьких детей — это почти всегда крайне уставшие люди) раздражение может легко перерастать в гнев, и в такие моменты хорошо увидеть ребёнка не врагом, портящим жизнь, а крохотным существом, нуждающимся в заботе и защите.
Кстати, если это ваш ребёнок изрыгает проклятия на ребёночьем языке и бьётся в пароксизме отчаянья, вы можете повторять слово «маленький» просто про себя — это хорошая защита от желания накричать или ударить.
«Это сложный возраст» — с понимающим кивком
Вы дадите маме понять, что все родители там были, вы видите и признаёте её чувства по этому поводу и даже немного разделяете их с ней — обычно это приносит небольшое облегчение. Знать, что ты сейчас не одна проходишь через этот опыт, рядом есть кто-то, могущий его засвидетельствовать и признать, а также видеть, что никто не считает тебя плохой матерью, не способной унять маленького засранца — это облегчение.
Я могу вам чем-то помочь?
— с детской истерикой вы вряд ли совладаете, но вы можете предложить водички, салфеток, подержать тяжелые пакеты, помочь увести за руку другого ребёнка в более спокойное место, пока родитель несёт на руках истерящего, или что-то ещё по ситуации. С пониманием отнеситесь к отказу — это нормально — не хотеть привлекать к помощи посторонних.
Не будьте навязчивы. Если родитель ребёнка не идёт на контакт глазами и не реагирует на ваши реплики — просто пройдите мимо — значит, ваше участие нежелательно.
Не пытайтесь отвлечь ребёнка сладостью или игрушкой — если не готовы её подарить. Ребёнок может оказаться диабетиком, или, возможно, в этой семье детям не дают сахар, или учат не брать сладости у незнакомцев — причин может быть множество. В любом случае никогда не будет лишним спросить «ему можно конфетку» — а ещё лучше показать жестом, не привлекая внимания ребёнка. Если вы хотите отвлечь игрушкой, но не готовы отдать её совсем, это может спровоцировать повторный скандал, лучше не стоит.
Не трогайте чужого ребёнка без разрешения родителей. Ничто не злит родителей так, как люди, хватающие детей: если ребёнку не грозит смертельная опасность (он не стоит на краю обрыва, не бежит под машину и не пытается потрогать оголённые провод) — просто не трогайте его.
Не давайте морально устаревших дурацких советов и комментариев. «Сейчас тебя милиция заберёт», «Мальчики не плачут», «Если не перестанешь плакать, пойдёшь со мной», «Ты чего шумишь, людям мешаешь, сейчас вон та тётя на тебя наругается» — список можете продолжить сами.
Что отвечать таким комментаторам:
- Не разговаривайте с моим ребёнком.
- Не слушай дядю, он говорит глупости. Мальчики плачут, никто тебя не заберёт.
- Я не просила советов.
- Вы не могли бы не вмешиваться? Я разберусь сама.
Помните, что матери маленьких детей — одна из самых уязвимых групп населения, их повсюду осыпают непрошеными советами и агрессивными комментариями, они очень мало и плохо спят, скорее всего физически и нервно истощены, и любое неосторожное слово, особенно сказанное в и без того напряженный момент, может стать последней каплей перед чем-то действительно плохим. Вмешивайтесь только если у вас есть психологический ресурс и способность смягчить ситуацию.
А родителям маленьких скандалистов — океан терпения.
Фото: Getty images
Источник: www.goodhouse.ru