«Слушай, мой завел себе любовницу. Молодую. И я не знаю, как быть!» – Инна посмотрела на меня так, будто я сейчас дам ей бесценный совет. И всё у них с мужем сразу наладится.
Инну я знаю всю жизнь, мы дружим лет с четырнадцати. А сейчас нам уже было за сорок. Она вытащила меня на лестничную клетку: якобы покурить, но на самом деле ей было плохо, ей срочно требовалась чья-то помощь. Инна – женщина сильная, почти никогда не жаловалась, у ее всегда было «всё супер».
Ее муж – прекрасный врач, роман закрутил с кем-то в своей больнице. Но что я мог ей сказать? Я, человек, который сам всегда крутил романы направо-налево. Я сказал только одно: «Подожди. Нужно время. Не скандаль и не кричи о разводе. Наберись терпения. Вы прожили целую жизнь, у вас дети. А через полгода посмотрим».
Мне, конечно, хорошо было советовать. Насоветовал, покурил, ушел. А Инна каждый вечер засыпала рядом с мужем, зная, что возможно часа за три до того он так же лежал с другой женщиной. Она помнила, что в его кабинете был удобный диван, хирургу же важно отдыхать после тяжелой операции.
Инна всегда была красоткой, всегда с хорошей фигурой, всегда массажи, косметологи, солярии. Но после сорока она перешла в категорию «старых жен». Никакой косметолог от этого не спасет. «Старая» – это не про возраст и внешность, это про долгий стаж общей жизни. И мужское восприятие женщины.
Дело в том, что у мужчин примерно в том же возрасте, после сорока, начинается вдруг «новая юность», они ведут себя как подростки. Влюбляются в первую встречную юную хохотушку с убедительной грудью. Это такой прощальный всплеск гормонов, попытка доказать себе: «Да я еще ого-го!». Окружают девушку заботой, ресторанами, серьгами. И девушка принимает ухаживания, девушке это приятно, она доставляет мужчине всякие радости.
Неразумный мужчина заявляет ей, что уходит. Потом года три с молодухой, потом молодуха его бросает, потому что он все-таки стар для нее, потому что уже надоел, потому что нашла себе моложе и веселей. Бросает, зачастую прихватив законную часть имущества. Один мой знакомый так вот сходил с ума от любви, у них разница была 25 лет. А потом она его бросила.
И он умер от инфаркта. Похоронами занималась его бывшая жена, старая жена.
Нельзя обещать первой встречной девчонке вечную любовь. То есть можно, но без юридического оформления. Тела приходят и уходят, а рассудок надо сохранять. Что мало кто умеет из мужчин в рискованном возрасте за сорок.
Правило тут самое простое. Нет никого в жизни надежнее, чем старая добрая жена. Нет в мире никого роднее и ближе, чем она. Вы будто прошли вместе маленький сталинград. И выжили. Им можно изменять, но бросать их нельзя. Старых жен надо беречь.
Старая жена не продаст, не кинет, не обманет. Старая жена – это сокровище. И с каждым годом она только растет в цене.
Она позволит мужу любые забавы, она всё поймет с улыбкой смирения, даже посоветует, какой лучше галстук для свидания. Можно порезвиться с одной, второй, третьей, но потом – кидать всех за борт и возвращаться к старой жене. Надежной как армейский друг.
И я знаю отличные примеры. Когда мужу ударял бес в ребро. Жена его даже выгоняла из дома. И лет пять жили отдельно. А потом он вдруг приходил в гости к старой жене, с бутылкой вина. И в конце вечера она говорила: «Ладно, останься, куда ты среди ночи?». Он спрашивал удивленно и с надеждой: «Можно, да? Правда?». И оставался. Потому что молодой любовницы давно уже не было, нарезвились, он теперь был один. И старая жена была тоже одна. Они были нужны друг другу. И вскоре он перевозил обратно все свои вещи. Эти пары теперь живут как голубок и горлица, смотрю и любуюсь. Даже странно вспомнить, какие там были страсти, какие слезы.
А что же моя подруга Инна? Я за них очень переживал. Но она повела себя мудро. Не скандалила, мужа не выгоняла. Терпела. И муж не дурил, не заявлял, что уходит к молодухе.
После того нашего разговора на лестничной площадке минуло лет пять. Инна с мужем по-прежнему вместе. Недавно был у них в гостях: милая супружеская чета. Мы снова вышли с ней покурить, я спросил: «Ну как вы?». Инна усмехнулась: «Перебесился».
Да, умный мужчина всегда оставляет мосты. И на прежнем берегу его всегда ждет она, старая любимая жена. У них впереди еще долгий вечер, красивый закат вдвоем.