Раньше суеверные люди боялись общаться с больными; хотя ничего не знали о микробах и вирусах. Но все равно боялись заразиться. Царила антисанитария, даже врачи не мыли руки, а доктора Земмельвейса, который предложил хотя бы руки мыть перед тем, как принимать роды, просто затравили.
Но общаться с больными боялись. Боялись «перенять» болезнь какими-то неведомыми путями. Бытовало верование, что болезнь можно «переложить» с больного человека на здорового. И таким образом избавиться от нее. Самому выздороветь, а другого сделать больным.
Народные целители «перекладывали» болезни на растения или даже на неодушевленные предметы. На дверной затвор, на полено, на воду, на ветер… Или на куриц в курятнике. Иногда — на дворовую собаку. Многие с детства помнят заговор: «у кошки боли, у собаки боли, а у нашего Ванечки пройди», — это отголосок древнего способа «переклада». Животное заболевало или погибало, человек выздоравливал. Жестокий способ лечения, но тогда времена были такими, а лекарств просто не было почти.
Люди безжалостные и эгоистичные «перекладывали» болезнь на другого человека. Начиная от насморка и икоты, — даже до наших дней дошла поговорка про Федота, на которого должны перейти спазмы пищевода, — и заканчивая более страшными болезнями. Смертельными. Надо было угостить ничего не подозревающего здорового человека заговоренной пищей или подарить ему какую-то вещь больного, и здоровый с больным менялись местами. Больной выздоравливал, здоровый заболевал.
Это суеверие! Передать болезнь так нельзя, если она не заразная! Так-то оно так. Только науке теперь известно — передать психоэмоциональное состояние можно. И некоторые «незаразные» болезни тоже можно передать через это состояние. Станет ли лучше больному — большой вопрос. Может, и станет. Если он будет пребывать в уверенности, что выполнил свою нехорошую задачу и переложил болезнь на кого-то. А вот здоровому точно может стать хуже. Бессознательно мы чувствуем и ощущаем, как нам передается чужое зло и чужое недомогание.
- человек настойчиво жалуется нам на болезнь, детально описывая симптомы. Хотя мы не врачи, мы ничем не можем помочь. Мы уже посочувствовали, мы предложили обратиться к доктору, мы что-то посоветовали, — но настойчивые монотонные жалобы не прекращаются, как заклинание гипнотизера. Симптомы описываются во всех деталях и даже демонстрируются.
- человек старается нас коснуться, если может. Показать пальцем, где именно у него болит и как именно болит. Сначала на себе показывает, а потом старается дотронуться до нас.
- жалобы очень эмоциональны, красочны, хоть и унылы. В них много метафор: «как ножом протыкают», «словно кожу сняли», «как будто собаки рвут на части»…
- человек не сводит с нас взгляд. Смотрит, даже заглядывает в глаза, старается уловить внимание, привлечь его к себе.
И после такого общения у нас может заболеть там, куда этот человек указывал или там, о чем он рассказывал. Зуб, голова, печень, желудок… Кроме того, накатит слабость и подступит уныние. А тот, кто пожаловался всласть, на глазах обретает силы и чувствует улучшение. Он даже начинает улыбаться. Незаметно, но улыбаться. И спешит уйти, унося с собой часть нашего здоровья.
Конечно, надо сочувствовать и помогать. Но при такой ситуации лучшая помощь — посоветовать обратиться к врачу. Что толку расписывать нам свои симптомы и ощущения? Мы уже поддержали, как могли. Пожалели. Но, как видим, не это нужно такому человеку. Совсем не это! А что-то другое…
Передать болезнь таким образом можно только умышленно, вот в чем дело. Человек прекрасно понимает, что таким образом вредит нам и помогает себе. Ему становится лучше. Нам — хуже. И брать у такого человека подарки или угощение надо осторожно. Взять — и отдать на доброе дело. Ведь другим людям этот человек никак повредить не может, вещи и еда сами по себе безопасны, опасно то психологическое «напутствие», которым он сопровождает свои подношения. Тот самый «переклад», как его называли в народе.
Так что доля истины в народном веровании есть. И надо проявлять разумную осторожность в общении. Держаться на дистанции. Не втягиваться эмоционально в такое общение. Лучшая помощь нездоровому человеку — квалифицированное лечение у врача. Вот это и надо советовать в таком случае.
Анна Кирьянова