Как (не)правильно сочетать цвета в одеждеТеории цветаКаким же цветовым кругом пользоваться?

1004

Сначала был белый цвет. И был черный. Ничего не было. Черный, серый и белый — это цвета-ахроматы, в них нет цветного пигмента.

В черном спектре смешаны все цвета, из белого луча они рождаются радугой. Все мы знаем, что в радуге 7 цветов, из детства многие помнят считалки для лучшего запоминания их порядка: «Кот ослу, жирафу, зайке голубые сшил фуфайки». Или: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Хроматические цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Эту цветовую теорию предложил Исаак Ньютон в 1672 году, написав книгу «Новая теория света и цветов», по ассоциации с музыкальными 7-ю нотами.

После него И.В. Гете в 1809 г. написал книгу «К теории цвета», в которой он предложил изменение цветового круга на шестицветную модель и определил три основных цвета: синий, желтый, красный. Производные от них: оранжевый, фиолетовый, зеленый. Также он заметил гармоничные сочетания в цветовом круге и влияние этих сочетаний на психологическое восприятие.

Самый известный цветовой круг, которым пользуются до сих пор как колористы, так и дизайнеры, — цветовой круг И.Иттена (1921). Эта модель основана на логике существования трех первичных цветов: красный, желтый, синий, которые, смешиваясь, создают вторичные цвета, а при полном наложении получают черный цвет.

В этой же цветовой логике существует цветовая модель субтрактивного синтеза RYB, названная так по аббревиатуре английских слов: red (красный), yellow (желтый), blue (синий).

Вторая цветовая модель и теория родилась у крупного ученого Вильгельма Оствальда в книге «Цветоведение» («Цветоведение: Пособие для химиков, физиков, естествоиспытателей, врачей, физиологов, психологов, колористов, цветовых техников, печатников, керамиков, красильщиков, ткачей, художников, кустарей, живописцев плакатов, рисовальщиков узоров, модистов»), вышедшей в 1923 году. В этой книге он предложил изменение трех основных цветов на красный, синий, зеленый.

Эти двое ученых жили в одно время и подвергали критике теории друг друга.

Основные отличия круга Оствальда и Иттена:

  1. Разные цвета первого порядка;
  2. Разное количество цветов в цветовом круге;
  3. Разные цветовые сочетания, которые получаются благодаря кругу.

Оствальд, так же как и Иттен, пытался разгадать тайну цветовой гармонии сочетания цветов, которые можно было бы использовать в широком массовом производстве.

Принципы построения цветовой гармонии у обоих ученых были одинаковыми:

1. Дополнительные или комплиментарные цвета находятся друг напротив друга на цветовом круге, усиливают и подчеркивают друг друга — то есть цвета отличаются.

Вот несколько пар дополнительных/комплиментарных цветов: синий/фиолетовый, красный/зеленый по Иттену, и синий/желтый, красный/бирюзовый по Оствальду.

2. Смежные или родственные цвета находятся рядом на цветовом круге и создают приятное для глаза сочетание.

3. Три цвета, равноудаленные друг от друга, которые можно переместить в равносторонний (а также равнобедренный) треугольник — тоже создают гармоничные сочетания и называются триадами.

4. Четыре цвета, которые создают квадрат или прямоугольник по удалению друг от друга в круге, называются квадрадами.

Надо отметить, что у каждого ученого были свои последователи и почитатели, так, например, немецкие предприниматели учли разработки Оствальда в своих работах по тканям и керамике.

Кроме того, Вильгельм Оствальд был родоначальником аддитивной цветовой модели RBG (названа по аббревиатуре английского варианта слов: красный, синий, зеленый), которой пользуются до сих в технике (по этому принципу работают экраны компьютеров, телефонов и телевизоров), где потоки света красного, синего и зеленого цветов при смешении дают белый цвет.

Следующий шаг в цветоведении сделал А. Манселл, когда изобрел свое трехмерное цветовое дерево (до этого хроматические круги были двухмерные).

Цветовая схема здесь базируется на пяти основных цветах: красный, фиолетовый, синий, зеленый, желтый.

Манселл открыл, что цвет имеет три характеристики:

Температура (холодный/теплый оттенок, hue);

Светлота или глубина (светлый/темный, value);

Насыщенность или яркость (яркий/приглушенный, chroma).

На этом открытии базируется определение колорита человека и цветов, которые ему подходят. В системе развития цветотипирования тоже был проделан большой путь от сезонной теории (ее называют «времена года») до тональной, которой пользуются большинство стилистов. Тональная теория основана именно на трех характеристиках цвета.

Система Манселла подарила нам сочетания цветов монохром и пастель.

Монохромные сочетания — это сочетания внутри одного цвета разных интенсивностей цвета-хрома (от светлых и разбавленных белым оттенков до темных, с добавлением черного). В одном цвете могут использоваться разные фактуры материалов. В одежде такие сочетания успокаивают, располагают собеседника и настраивают на дружественный лад.

 

 

 

 

Яркие оттенки будоражат, придают энергии, настраивают на действие, акцентируют внимание, а мягкие цвета (с примесью серого) — более нейтральные, вызывают спокойные ассоциации.

Пастель — это разбавленные белым цветные оттенки. Выглядят полупрозрачными, нежными, создают впечатление романтичности, ранимости, открытости, дарят ощущение покоя.

Смотря для каких целей. Для практической работы по смешиванию красок и созданию гармоничных образов подойдет старый добрый круг Иттена, а для работы с цветом на мониторе (для формирования личных палитр, для создания более точных цветовых гармоний) — цветовая система Манселла.

Вот шесть правил сочетания цветов в образе:

1. Ахроматы (черный, белый и серый) сочетаются со всеми хроматическими (цветными) оттенками.

По умолчанию можно считать ахроматами самые темные оттенки вашей палитры, так называемые базовые оттенки (темно-коричневый, темно-зеленый, темно-бордовый, темно-синий и пр.).

2. Одинаковые по температуре оттенки сочетаются.

Холодные оттенки гармонично сочетаются между собой, как и теплые — между собой. Если этот базовый принцип учитывать в индивидуальной палитре, это сделает цветной гардероб настоящим конструктором, где все оттенки прекрасно будут подходить друг другу по температуре.

3. Одинаковые по светлоте оттенки сочетаются.

Все пастельные оттенки (оттенки, которые сильно разбавлены белым) сочетаются между собой.

4. Комплиментарные цвета (находящиеся напротив друг друга в цветовом круге) и родственные/монохромные (близкие по оттенку друг к другу) сочетаются.

Если руководствоваться только этим уникальным правилом, у вас будет гармоничный цветной гардероб.

5. Комбинации более четырех цветов в одном образе не сочетаются.

При игнорировании этого правила есть опасность стать похожим на попугая в самом негативном смысле этого слова. Бессознательно это вызывает тревожность: взгляд человека будет блуждать между цветовыми пятнами образа, не зная, на чем остановиться.

Триады создают гармонию в образе (цвета находятся на цветовом круге в треугольниках), три цвета всегда гармонично смотрятся и действуют на психику успокаивающе.

6. Необходимо соблюдать пропорция цветов по площади.

Гармонично выглядит, когда в одежде есть основной тон (один или два) — его по площади больше, и дополнительные тона, которых, соответственно, меньше и которые лишь оттеняют основной.

Еще некоторые советы:

Для создания представительного образа следует использовать максимальный контраст из наиболее насыщенных тонов личной палитры и светлых/пастельных оттенков.

Статус легче всего подчеркнуть при помощи контрастных/противоположных цветов.

Для создания образа, располагающего к общению, лучше отдать предпочтение светлым и мягким оттенкам.

Красоты и гармонии вам!

Источник: www.matrony.ru

Загрузка...