Александр Роу был не первым, кто задумал экранизировать Гоголя — первым был Владислав Старевич. В 1913 году он справился с задачей блестяще. Его «Вечера на хуторе близ Диканьки» вошли в тридцатку лучших кинофильмов мира!
Особенно сложные моменты — например, черта, который садился Вакуле в карман, или вареники, влетавшие в рот Пацюку, автор тогда прорисовал, соединив кино и мультипликацию. Роу повторят его не стал.
Адаптировав гоголевскую рождественскую сказку в сценарий для кинофильма, режиссер уже наметил актеров на некоторые роли. Например, что Солоху сыграет восхитительная Людмила Хитяева, сомнений не было.
Та была еще совсем молодой, а Солоха все-таки имела взрослого сына, хоть и считалась ведьмой и должна была сохранить красоту. Чтобы сделать актрисе настоящий «украинский» зад, на нее надевали по нескольку широких юбок. К тому же Хитяева весь фильм наклоняет голову так, чтобы образовывался второй подбородок — для пущего колорита.
Утвержденная на роль еще в декабре, она была отпущена Александром Роу на каникулы — отдохнуть перед съемками и дождаться, когда соберут весь актерский состав.
Вдохновленная освободившимся временем, Людмила Ивановна немедленно отправилась с сыном на лыжную прогулку.
Тот уже уверенно катался и выбрал крутую горку, Людмила же давненько так спортивно не отдыхала. На крутом повороте со всего размаху врезалась в дерево! Актрису доставили в больницу, оказали первую помощь, но операцию не назначили. Сломанный нос срастался с характерной горбинкой…
Навещавший актрису в больнице Роу, хоть и сопереживал одной из главных героинь, но потирал руки: теперь у его Солохи настоящий ведьмин нос!
Оксана
Само провидение вмешалось и в жизнь Оксаны. Кастинги шли в нескольких городах, в том числе и на Украине. Отсмотрели около пяти тысяч кандидаток, когда в один из очередных дней отбора по коридору пробежала студентка второго курса студии при театре Ивана Франко Людочка Мызникова.
Сегодня она вспоминает: опешила, когда прямо в коридоре кто-то прокричал вслед: «А вот и наша Оксана!». Знала, что пробовалось огромное количество девчонок, а сама еще и в павильон не зашла.
До сих пор доподлинно неизвестно, кто же с такой уверенностью предрек актрисе успех, только на ее украинский адрес скоро пришли известия о том, что Людмила утверждена, ее ждут в Москве.
Молоденькая, еще ни разу не покидавшая дом, девушка легко приходила в состояние печали.
В кино сняты ее подлинные слезы, только плакала она не по Вакуле, а по дому и родителям, которых надолго оставила.
С актером, который сыграл жениха Оксаны, Юрием Тавровым, актриса даже не смогла подружиться. Говорит, что человеком он был закрытым, а на остальные вопросы прячет глаза. Что уж там произошло между главными героями — не понятно.
Известно, что он так и не стал актером. В последние годы жизни работал на заводе, а точную дату смерти и место, где похоронен, до сих пор не знают даже бывшие коллеги.
Несмотря на то, что фильм стал любимым, «Оксана» тоже не получила больше ни одной яркой роли. Снималась, конечно, но призванием выбрала другую специальность — окончила филологический факультет местного вуза.
Людмила говорит, что по совету Роу, не хотела размениваться на мелочи, которые посыпались на нее после выхода кинофильма, ждала серьезный сценарий.
Следующую интересную роль — от того же режиссера, она получила, когда была беременна. Александр Роу видел ее в образе Варвары в своей сказке «Варвара-краса длинная коса», но из-за семейных обстоятельств девушка отказалась.
Диканька на Кольском полуострове
Снимать сначала хотели в реальном селе Диканька, на Полтавщине. Но пока суть да дело, настал март. Снег в теплой Украине уже сошел, поэтому всю съемочную группу решено было вывезти на Кольский полуостров, в город Кировск. В его окрестностях декораторы быстро возвели целую деревеньку — поставили мазанки и церквушку.
В массовке снимались местные жители. За два рубля в день им предложено было кататься на санках, хохотать и играть в снежки. Многие тогда бросали работу и шли в массовку не для заработка, а ради искусства.
А вот колядки в кино звучат настоящие, украинские. Чтобы соблюсти достоверность, Роу не позволил русским актерам петь аутентичные малороссийские рождественские песни, поэтому колядующие ребята только открывают рот. Украинский хор же был записан на пленку, которая звучала из машин, стоящих за кадром.
Мистика
Георгий Милляр, которому к тому времени уже исполнилось 68 лет, каждый раз, надевая специальное трико с хвостом и уходя на грим, просил у Бога прощения за свое «хулиганство». Однако хулиганство пришлось отрабатывать.
Больше всего сложных трюков выполняет именно черт. Для пируэтов в подвешенном виде был приглашен дублер, который на первых же съемках получил травму.
Дожидаться из столицы нового было уже некогда. Так и пришлось Милляру самому выполнять все элементы.
Актер вошел в роль так, что вертелся на своем «небе», даже когда камеры выключались, а под занавес съемок так разошелся, что лично вылезал из проруби в тридцатиградусный мороз, хотя изначально Роу планировал снять эту сцену в тепленькой водичке в павильоне.
Сцену с дьяком, которого сыграл Сергей Мартинсон, долго не могли снять.
Каждый раз, когда худой и пластичный актер, подрагивая всем телом и гнусавя: «А что это у вас здесь, божественная Солоооооха?», протягивал костлявые пальцы к шее Хитяевой, съемочная группа просто не могла сдержать хохот! Пришлось переснимать несколько дублей, пока все успокоились.
Знаменитая сцена, где в рот колдуна Пацюка сами собой влетают вареники, делалась просто: на самом деле он их высокохудожественно… выплевывает! Все остальное сделала обратная перемотка.
Первый просмотр снятой картины Роу устроил для жителей поселка, где его и снимали, а также ближайших населенных пунктов и города Кировска. Пришедших зрителей ждал сюрприз: у входа их встречали актеры, переодетые в чертей, которые забрасывали нарядных гостей снежками.
Источник: www.goodhouse.ru