Памяти Натальи Крачковской: колоритные цитаты о любви, семье и кино

1896
3 марта на 78-м году жизни умерла Наталья Крачковская — королева комического эпизода, сыгравшая более ста полюбившихся не одному поколению зрителей ролей. Вспоминаем ее самые искрометные высказывания.

Наталья Крачковская умерла 3 марта в Москве. Любимой многими актрисы театра и кино, заслуженной артистки России, исполнительницы незабываемых ролей в фильмах «Двенадцать стульев» и «Иван Васильевич меняет профессию» не стало в возрасте 77 лет.

Актрису госпитализировали рано утром в воскресенье, 28 февраля, с жалобами на боли в груди. Сын Натальи Крачковской рассказал, что она отказалась от обследования и госпитализации. Родным пришлось самостоятельно принимать решение, когда Наталье Леонидовне уже стало хуже. Врачи московской городской клинической больницы №1, куда доставили актрису, поставили ей подозрение на инфаркт миокарда.

Вечером 2 марта в клинике, куда положили знаменитую пациентку, сообщили, что она находится в реанимационном отделении в критическом состоянии. Артистка была подключена к аппарату искусственной вентиляции легких.

Известно, что проблемы с сердцем у героини российского кинематографа начали проявляться несколько лет назад. Примерно два года назад она перенесла тяжелую операцию — ей установили кардиостимулятор. Однако и это не помогло, здоровье продолжало «барахлить».

Крачковская (до замужества Белогорцева) родилась в Москве в 1938 году в актерской семье. Ее мать — актриса Мария Фонина. Наталья Крачковская с детства мечтала стать актрисой. После окончания школы подала документы в Историко-архивный институт и одновременно во ВГИК в мастерскую Владимира Белокурова. Уже во время учебы актриса попала под машину и серьезно повредила зрение. Врачи запретили ей продолжать обучение, но артистический талант все равно нашел свою дорогу.

С 1959 года она начала сниматься на «Мосфильме» сначала в массовках, а затем в эпизодических ролях. Одна из первых заметных ролей – Верунька в фильме Владимира Басова «Битва в пути».

В 1961–1967 годах Крачковская была лаборанткой в Институте металлургии СССР. В 1967–1970 годах работала на кафедре геологии МГУ.

Киносудьбу Крачковской изменило знакомство с Леонидом Гайдаем, который в начале 70-х пригласил ее сыграть мадам Грицацуеву в «Двенадцати стульях». К этому времени она уже была женой звукооператора Гайдая Владимира Крачковского, работавшего над фильмом «Кавказская пленница». После этой роли Наталья Крачковская стала известна как яркая комедийная актриса.

Талант Крачковской проявился в роли жены Ивана Бунши в комедии Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». В 1971 году режиссер пригласил актрису на роль жены управдома Ивана Васильевича Бунши — двойника царя Ивана Грозного. Этот фильм стал лидером проката 1973 года, многие из выражений ее героини стали «крылатыми», однако не получил ни одной премии.

В 1974 году, Крачковская стала актрисой Ивановской областной филармонии, в 1975–1977 годах была актрисой Москонцерта. В 75-м она сыграла еще в одной комедии Леонида Гайдая «Не может быть!», состоящей из трех новелл по произведениям Михаила Зощенко. Наталья Крачковская исполнила эпизодические роли в первой и третьей частях.

В последующие Крачковская продолжила сниматься в эпизодических ролях — в комедии Аллы Суриковой «Суета сует» (работница ЗАГСа Варвара), «Будьте моим мужем» (курортница-театралка), «Человек с бульвара Капуцинов» (Кончита), поздней комедии Гайдая «Частный детектив, или Операция «Кооперация» (пассажирка авиалайнера) и каждый ее выход становился «изюминкой» этих фильмов. Режиссеры прежде всего делали ставку на ее образ «королевы комического эпизода», но сама Наталья Крачковская всегда настаивала, что она не комедийная, а просто актриса.

Всего на счету Крачковской более 80 фильмов, в том числе «Эта веселая планета», «Женитьба Бальзаминова», «Калина красная», «Покровские ворота», «Место встречи изменить нельзя», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «После дождичка в четверг» «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди».

Самые яркие высказывания Крачковской, сделанные в различных интервью и телепередачах: 

Об отношениях
  • Я всегда нравилась мужчинам, и я этого не скрываю. У меня был поклонник, который меня называл «100 килограммов мечты»
  • «У мужчин есть одна способность: они очень хорошо умеют садиться на шею. Гораздо лучше женщин.»
  • Женщина без любовника — как справка без печати.
  • «Главным для меня всегда была семья.»
  • Когда мои коллеги говорят: я актриса, семья для меня ничего не значит, — знайте: врут.
  • «Муж у меня был такой мягкий, спокойный. Например, если затевался скандал, он чаще молчал, а я возмущалась, но когда моя спесь проходила, он поворачивался ко мне и говорил: «Ну что, обедать будем?»»
  • У меня был прекрасный муж. Мы прожили вместе 26 лет. (…) После его смерти у меня не было даже мысли снова выйти замуж.

Об увлечениях

  • У меня два увлечения: я очень люблю готовить и вязать.
  • «Моя бабушка очень любила русскую кухню и научила меня готовить. А вторая бабушка открыла мне грузинскую кухню.»
  • Я очень обижаюсь, если все не съедают. Так что стараются съедать, а если что-то остается — приезжают на следующий день.
  • «Я вспоминала свои первые сигареты «Новость», были такие — без фильтра, в синеньких пачках. Стоили восемнадцать копеек, и курили их все подряд. А начиналось с того, что очень хотелось есть… Потом, конечно, да — развивалась дурная привычка. Но поначалу — голод. Голод был первопричиной. «Новость» — штука термоядерная, аппетит отбивала на полдня.»
  • Я очень любила играть в карты и иногда засиживалась по ночам. Муж спрашивал: «А завтрак приготовлен»? Отвечаю: «Приготовлен! Спи!»
  • «Однажды я выиграла 800 долларов. И тут же пошла и купила тапочки. А все остальное мы прогуляли.»

О современных технологиях

  • «Меня раздражают современные планшеты, мне нужна нормальная книга: с шелестом и запахом страниц. Это меня успокаивает.»
  • Я как-то купила себе компьютер, но когда поняла, что буду играть ночами, то позвонила внуку и попросила его забрать. На этом мое общение с техникой закончилось.

О характере

Если кто-то считает, что у него депрессия, нужно дать по жопе один раз — и она пройдет.

«Я бываю иногда упрямой, но незлобивой. Я либо принимаю человека, либо нет. Наверное, я справедливый, доброжелательный человек и не совсем дура.»

Я сильная, но жесткости, которая помогала бы мне в жизни, у меня нет. На самом деле я слабая и ранимая… Вся моя внешняя сила — всего лишь видимость.

«Я живой человек — прожить жизнь, не ошибаясь, невозможно. Я иногда думаю: Господи, если бы только можно было бы что-то поменять, я бы все в своей жизни сделала иначе. У меня была одна страшная ошибка в личной жизни, за которую я очень дорого заплатила.»

Простите за откровенность, я сплю не с тем, с кем нужно, а с тем, кто мне нравится. Я очень самостоятельная и сильная женщина, все делаю сама. Даже в кино играю без каскадеров. 

«Я не кусаюсь. А если начинают кусать меня, тогда я, извините, просто глотаю — и человека нет!»

О внешности

«Мужчины всю жизнь тянулись к таким пышным женщинам, как я, — это физиология. Потому что с такой женщиной есть что в руках подержать. Худосочные вешалки давно не в моде.»

Мама очень правильно меня подготовила, она сразу сказала, что Джульетту сыграть мне никто и никогда не предложит. «Наташка, они просто не найдут Ромео, чтобы решился встать под балконом, на который выйдет такая Джульетта».

«Это была «моя» полнота — я, невзирая на нее, чудесно двигалась, танцевала, до шестидесяти лет легко могла сесть на шпагат.»

Желательно сделать намек на талию, даже если у тебя ее нету.

(О фильме «Двенадцать стульев») «Мне дали сценарий, я начала читать и… страшно обиделась. Дама необъятных размеров с арбузными грудями — ну и что это?! Оскорбление! Полная праведного гнева иду к мужу, а тот смеется: «Ты себя в зеркало видела?»»

Когда мы закончили съемки «Двенадцати стульев», Леонид Гайдай так и сказал: «Наталья Леонидовна, не морочьте себе голову. Катерину вам не играть, народ со смеху помрет на фразе: «Почему люди не летают?»

«У нас в кино не умеют снимать даже красивое тело — ни мужское, ни женское.»

Я актриса больших форм!

«Мне не нравится, если у женщины вместо груди два прыщика.»

О работе

«Я с удивлением обнаружила, что разговоры о моей Грицацуевой так же масштабны, как, к примеру, об «Анне на шее» Аллы Ларионовой. Никогда не забуду, как иду на киностудии по лестнице, а навстречу — Чухрай (Григорий Чухрай — прим. ред.). Неожиданно встал передо мной на колени и говорит: «Вы прелесть! Я очарован!» Я покраснела и очень хотела убежать.»

Вообще меня не во всякое пригласишь, я ведь объясню и режиссеру, и сценаристу, что я обо всем этом думаю.

«Разговор о деньгах я веду тогда, когда меня все устраивает. А если мне предлагают копейки, я спокойно кладу сценарий и говорю: до свидания. Потому что я даже в маленьком эпизоде трачу свое сердце. Оно у меня большое, но всему есть предел.»

Мне дали понять, что я отработанный материал, который не нужен современному поколению.

«Живу по-стариковски. Телевизор смотрю. «В мире животных» и «Древнюю историю». Иногда вяжу. А вот чего не делаю — так это не пересматриваю свои старые картины. Ностальгия бьет, сердце щемит…»

Без ложной скромности скажу: да, я хорошая актриса!

«Никогда не забуду, как на одном фестивале один молодой режиссер (не запомнила его фамилии) на моих глазах подошел к своему коллеге и, показывая на меня, громко спросил: «Кто это?». А тот говорит: «Ты что, больной?» После этого я сама подошла к нему и говорю: «Молодой человек, меня зовут Наталья Леонидовна. Фамилия — Крачковская». Он: «Да, я что-то слышал». Я не выдержала: «Вы не просто что-то слышали, я — легенда российского кино. Вы об этом не знали?» Он весь покрылся пятнами, стал извиняться… Но я это нормально воспринимаю. Мною столько сыграно и сделано, что я могу уйти спокойно, меня все равно будут помнить».

Источник

Загрузка...